Всем нам, автомобилистам, приходилось летом, в жаркую погоду, долго стоять в пробке. Если дорога с уклоном при этом приходится постоянно держать ногу на педали тормоза. При этом, в задних фонарях горят лампы стоп сигнала. Если это происходит долго, да и еще летняя жара, лампы перегреваются, перегревают пластмассовый корпус задних фонарей, от чего он может даже оплавиться, деформироваться, а лампы могут даже перегореть.
Автоматический выключатель ламп стоп-сигнала
Устройство, схему которого я привожу здесь, весьма полезно, потому что через 40 секунд непрерывного горения ламп стоп-сигнала оно их отключает на 20 секунд для отдыха, остывания. Если же продолжительность непрерывной подачи тока на лампы стоп-сигнала не превышает 40 секунд, оно вообще никак не вторгается в стандартную работу стоп-сигнала. При отпускании педали тормоза время сразу же обнуляется, и при следующем же нажатии на педаль, стоп-сигнал, как и положено, включится сразу же. Схема начинает работать, только если стоп сигнал непрерывно горит более 40 секунд.
Схема приведена на сайте радиочипи. Схема основана всего на одной микросхеме К176ИЕ12. Эта микросхема устаревшая, но еще встречающаяся в продаже, в конце советской эпохи она применялась в настольных электронных часах в качестве источника импульсов разных частот и периодов. Она состоит из кварцевого генератора и счетчикаделителя. Внешними элементами кварцевого генератора являются детали СЗ, С4, R4, R5 и собственно кварцевый резонатор на стандартную «часовую» частоту 32768Hz. Импульсы от кварцевого генератора подаются внутри микросхемы на её первый счетчик. В результате деления на выводе 11 будет частота 1024 HZ, на выводе 3 будет частота 120 Hz, на выводе 4 частота 1 Hz, на выводе 6 2Hz.
Частота 1 Hz с вывода 4 подается на вход счетчика 1/60 (вывод 7). В результате на его выходе (выводе 10) образуются импульсы с периодом в 60 секунд, причем, единица на выводе 10 появляется через 40 секунд после нулевой отметки, и длится 20 секунд, после чего опять наступает нулевая отметка. Напряжение с вывода 10 микросхемы через резистор R1 подается на базу транзистора VT1, который вместе с транзистором VT2 формирует схему электронного ключа, для подачи тока на обмотку реле К1.
Поэтому, пока на выводе 10 микросхемы ноль, транзисторы закрыты и ток на обмотку реле не поступает. Реле К1 типа 90.3747 «пятиконтактное» автомобильное реле для автомашин марки «ВАЗ». Два контакта этого реле «85» и «86» служат для подачи тока на обмотку, а контакты «30», «87» и «88» для переключающей контактной группы. Контакты «30» и «88» являются нормальнозамкнуыми. Они включены в разрыв цепи питания стоп-сигнала, поэтому, пока ток на обмотку реле не поступает, через его нормальнозамкнутые контакты ток поступает на лампы стоп-сигнала.
Если на выводе 10 микросхемы будет логическая единица транзисторы VT1 и VT2 откроются и через них поступит ток на обмотку реле. Контакты реле сменят положение и ток от ламп стоп-сигнала отключается. Питание на схему подается только во время подачи тока на стопсигналы. Работает схема следующим образом. При нажатии на педаль тормоза подается питание на микросхему D1. При этом цепь из конденсатора С2, диода VD1 и резистора R2 формирует импульс, устанавливающий все счетчики микросхемы в нулевое положение. На выводе 10 микросхемы будет логический ноль. Ключ на транзисторах VT1VT2 закрыт, ток поступает через контакты реле на лампы стоп сигнала.
В то же время, после завершения импульса, созданного цепью C2VD1R2, начинают работать счетчики микросхемы. Если педаль тормоза удерживают нажатой более 40 секунд на выводе 10 микросхемы D1 устанавливается логическая единица, транзисторы VT1VT2 открываются, реле К1 выключает лампы стоп сигнала. Машина стоит на тормозе, но лампы стоп-сигнала не горят. Если продолжать удерживать ногу на педали тормоза и далее, то через 20 секунд на выводе 10 снова появится логический ноль, и транзисторы VT1VT2 закроются, а на лампы стоп-сигнала поступит питание.
Таким образом, при длительном удержании нажатой педали тормоза лампы стоп-сигнала работают циклически с периодом в 60 секунд. Если эта цикличность не нужна, и требуется чтобы при длительном удержании педали тормоза (более 40 секунд) лампы стоп сигнала гасли, и зажигались только после очередного отпускания нажатия педали, нужно внести в схему некоторые минимальные изменения. А именно, отключить вывод 5 микросхемы от цепи C2VD1R2 и подключить к выводу 10. Теперь как только логическая единица появляется на выводе 10 она не только отключает лампы стоп-сигнала, но и обнуляет и фиксирует в нулевом положении первый счетчик микросхемы, тот, который формирует импульсы частотой 1 Гц.
На выводе 4 больше нет импульсов в 1 Гц, и на вход второго счетчика (вывод 7) они, естественно, не поступают. Схема фиксируется в таком состоянии и вывести её из него может только выключение питания, то есть, отпускание педали тормоза. После отпускания педали тормоза подача питания как на лампы стоп-сигнала, так и на микросхему, обмотку реле, прекращается. Конденсатор С1 разряжается через резистор R6 и обмотку реле либо сопротивление ламп стоп-сигнала. Поэтому напряжение питания микросхемы падает очень быстро. При последующем нажатии на педаль описанный выше процесс повторяется.
Если педаль держат нажатой менее 40 секунд схема не успевает отключить лампы стоп-сигнала, и стоп-сигнал работает как обычно, как бы этой схемы и нет. Монтаж был выполнен на макетной печатной плате, потому и рисунок печати не разрабатывался. Впрочем, все в ваших силах! Замену микросхеме К176ИЕ12 найти вряд ли возможно без существенных изменений в схеме. Диоды КД521А можно заменить любыми аналогами, например, КД522, КД521 с любой буквой, или импортными 1N4148. Транзистор КТ3102Б любой КТ3102 или, КТ315. Транзистор КТ815А любой КТ815, КТ817 или КТ604.