Сравнивая звучание динамических головок с различной добротностью на низких частотах, я всегда замечал какую-то неполноценность звучания головок с низкой добротностью Казалось бы, низкодобротные головки должны звучать лучше. У них собственный резонанс проявляется слабо, переходные искажения очень небольшие.
Однако высокодобротные головки звучат более натурально. В результате экспериментов мне удалось выяснить причину этого явления. Оказывается, головки с низкой добротностью заметно снижают звуковое давление при воспроизведении ударных звуков с большой амплитудой. Это проявляется при воспроизведении ударов большого барабана, резком вступлении бас-гитары и даже рояля на низких регистрах.
Данное явление можно легко смоделировать. Опустите ладонь в ванну с водой и медленно перемещайте на какое-то расстояние. Затем попробуйте быстро переместить ладонь на это же расстояние. Потребуется гораздо большее усилие. Вода в нашей модели является демпфирующей средой, которая непосредственно соприкасается с ладонью.
В низкодобротных головках демпфирующим фактором является подвес с большими механическими потерями, который непосредственно тормозит быстрые движения звуковой катушки. В 50-х годах XX века известные авторы А.Дольник и М.Эфрусси предложили демпфировать динамические головки с помощью плотного заполнения корпуса закрытой АС ватой.
При этом способе высокодобротные головки звучат так же, как низкодобротные, переходные искажения резко снижены. Компенсировать спад низких час тот авторы предлагали значительным увеличением мощности усилителя (на порядок). Однако, на мой взгляд, относительный спад звукового давления ударных зву ков увеличением мощности не исправить.
Звучание в прямом и переносном смысле становится “ватным”. Примечательно, что АС в виде фазоинвертора, закрытого ящика с небольшим количеством ваты или с панелью акустического со противления (ПАС) не ослабляет ударные звуки, если не использованы низкодобротные головки.
Вероятно, это происходит из-за того, что демпфирующий фактор расположен достаточно далеко от диффузора головки. Итак, мой вывод такой. Если мы хотим сделать АС с натуральным звучанием, нельзя использовать головки с низкой добротностью! Высокодобротные головки лучше демпфировать панелью ПАС. с меньшим эффектом — фазоинвертором.