Электронные регулятор громкости звука

Усилители на микросхемах

Первый байт данных (по адресу 00h) регулирует громкость всех 4 выходов, а также включает/выключает тонкоррекцию и режим ZCM (рекомендуется в этих битах установить “1”). Значение громкости в этом байте может быть от хх00.1100 до хх11.1111 (при увеличении значения громкость увеличивается), т.е. у регулятора — 51 шаг (табл.2). Это гораздо больше 20 (максимум 32 шагов), имеющихся у большинства регуляторов.

Схема регулятора громкости

reguljator_gromkosti_po_tablice

Коэффициент усиления регулируется этим байтом от -31 дБ до +20 дБ с шагом 1 дБ. Установка “0” в бит LOFF слегка “приподнимает” низкие частоты при уменьшении громкости (тонкоррекция).

Включение режима “Zero crossing mode” (установив “Г в бите ZCM) позволяет более “интеллектуально” переходить в режим “Mute” (приглушение звука). Соответствующий сигнал может поступить в “самый неудобный момент” — в частности, когда амплитуда входного сигнала максимальна.

reguljator_gromkosti_po_tablice2Если в такой момент включить или отключить звук, могут возникнуть довольно громкие щелчки. Для любительской аппаратуры это может и “сойдет”, но все-таки лучше включить режим ZCM, и такое становится невозможным. После поступления сигнала “включение Mute” (или выключение) микросхема анализирует амплитуду входного сигнала и подключает (отключает) выходы только в момент минимальной величины входного сигнала.

4 следующих байта регулируют громкость соответствующего выхода, коэффициент усиления изменяется от-55 дБ до 0 дБ с шагом 1 дБ. Как уже отмечалось выше, такое решение — крайне редкое в современной аудиотехнике, но очень удобное для пользователя. Два старших бита могут иметь любое значение, но рекомендуется “1”, остальные шесть бит — собственно регулирующие. Значения этих байт могут быть от ххОО.1000 до хх11.1111. При меньшем значении любого байта включается “Mute” для всех каналов.

На практике громкость звука целесообразно регулировать байтом 00h, а байтами 01h…04h только подстраивать коэффициент усиления и балансировать выходы. Впрочем, если нужна более плавная регулировка громкости (хотя она и так очень плавная по сравнению с другими микросхемами), можно задействовать и эти байты.

Теоретически таким образом можно регулировать громкость в диапазоне 106 дБ (от -86 до +20 дБ), но практически изготовитель микросхемы рекомендует ограничиться 86 дБ (-66 …+20 дБ), поскольку этому знамению примерно равно отношение “сигнал- шум” аналоговых цепей микросхем. Байты 05h и 06h регулируют тембр НЧ и ВЧ, их значения могут быть, соответственно, от ххх0.0100 до ххх1.1011 (ТЕА6320) или до ххх1.1111 (ТЕА6321) и от ххх0.1000 до ххх1.1001, шаг регулировки — 1,5 дБ (у ТЕА6321 регулировка НЧ — с шагом 1.8 дБ).

Значению “0 дБ” соответствуют комбинации ххх1.0001 и ххх1.0000. Если используется внешний эквалайзер, регулятор тембра можно вообще отключить, записав в оба байта 05h и 06h значения ххх0.0000. Последний байт (07h) переключает входы микросхемы (табл. на рис.6) и управляет функцией “Mute”. Выключить звук можно как аппаратными средствами (соединив вывод 12 микросхемы с общим проводом), так и программными (записав “1” в старший бит байта 07h или записав “нужное” число в байты регулятора громкости).

При выборе “моновход” один и тот же сигнал подается на все выходы. Для работы в обычной стереоаппаратуре наилучшее решение использование микросхемы TDA8425 (рис. 7). Характеристики у нее — “среднестатистические”, т.е. вполне приемлемые для современных устройств, даже несмотря на то, что разработана она была в конце 80-х годов (микросхемы серии TEA лет на 5 старше).

Управляется микросхема 5-ю байтами данных, аналогично ТЕА6320. Байты 00h и 01h регулируют громкость соответствующего канала, байты 02h и 03h регулируют, соответственно, тембр НЧ и ВЧ. Громкость регулируется от -64 дБ (01.1100) до +6 дБ (11.1111) шагами по 2 дБ, при установке меньшего числа звук выключается. Тембр регулируется шагами по 3 дБ. Пятый байт переключает входы, стереоэффекты и режим “Mute”.

Если данные передаются одним потоком, то этот байт идет сразу после байта “ВЧ”, если же нужно передать только его, то его адрес — 08h. Назначение битов этого байта показано в таблицах на рис.7. Бит MU отвечает за режим “Mute”, биты EFL и STL переключают стереоэффекты, бит IS переключает каналы (1 или 2), битами ML0 и ML1 выбирается конкретный вход, к которому будет подключена микросхема, а также стерео или монорежим и меняются местами правый и левый каналы (если надо).

jelektronnyj_reguljatoкккr_gromkostiПереключатель каналов микросхемы TDA8425 устроен очень сложно, поэтому почти не удивительно, что даже в официальном документе Philips упомянуты не все его возможности — сравните таблицы на рис.7 и рис.8а. Первая взята из Datasheet, информация для второй собрана экспериментально.

Как видно из моей таблицы на рис.8а, при одинаковых значениях обоих битов ML0 и ML1 микросхема работает в стереорежиме (звук из двух входных каналов подается на два выхода), а при разных в монофоническом режиме (звук с одного из 4 входов подается на два выхода). При “1” в битах ML правый вход подключен к правому выходу (а левый — к левому), при “О” — к правому входу подключается левый выход, а к левому — правый.

В некоторых случаях это важно. Теперь “разберемся” с аудиоэффектами. В стереорежиме (рис.8б) микросхема работает как все “нормальные” стереомикросхемы (естественно, если битами ML, которые имеют наибольший приоритет, включен стереорежим). В монорежиме (рис.8в) сигналы с обоих входов суммируются на резисторном делителе и подаются на оба выхода микросхемы.

Опять-таки, биты ML учитываются, т.е. можно или взять моносигнал с одного из 4 входов микросхемы, или смешать сигналы с двух входов. В режиме “Расширенное (пространственное) стерео” (рис.8г) 50% сигнала из одного канала подмешивается во второй канал, это дает незначительное расширение стереобазы и иногда слегка “украшает” звук.

jelektronnyj_reguljator_gromkostiВ режиме “Псевдостерео” (рис.8д) в левом канале включается линия задержки, время задержки регулируется внешними конденсаторами.

В результате настоящий стереосигнал не получается, но звук действительно становится чуть “красивей”, чем в монорежиме.

Эту опцию лучше включать только в монорежиме или при 2-канальном монофоническом входном сигнале.

Начала статьи Электронные регулятор громкости

Оцените статью
radiochipi.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector