Индикатор температуры двигателя автомобиля

Разное

Каждый год, как только начинается зима интернет полон споров на тему «Греть или не греть, вот в чем вопрос!». Одни (возможно «южане») утверждают, что современные инжекторные двигатели в прогреве вообще не нуждаются, другие (возможно «северяне») настаивают на том, что двигатель нужно прогреть до рабочей температуры.

Пока идут эти «баталии» между «южанами и северянами», я придерживаюсь «центристского» мнения, что двигатель надо прогреть, хотя бы до слегка теплого состояния. Впрочем, как говорится, дело хозяйское.

Каждый может сам по своему усмотрению выбрать на какой температуре двигателя следует начинать движение. Проблема в другом. Сейчас на многих автомобилях иностранного производства вообще нет индикатора температуры двигателя.

На других весьма невнятная стрелочка, показания которой начинаются от 60-80°С. Очень был бы полезен индикатор – «лампочка», который конкретно показывал бы что вот сейчас уже можно начинать движение.

Здесь описывается именно такой прибор, который можно установить практически в любой автомобиль. Суть его работы в том, что после пуска двигателя начинает мигать красный светодиод, который перестает мигать, после того как температура двигателя достигнет некоторого, заданного Вами, значения. Теперь все просто, – завел, и жди пока мигать перестанет.
В схеме большинства современных автомобилей есть два датчика температуры, один работает с ЭБУ, а второй со стрелочным индикатором на приборной панели.

Бывают автомобили и только с одним датчиком температуры двигателя. В любом случае, датчик температуры представляет собой полупроводниковый терморезистор. Чаще всего, его один вывод соединен с минусом бортовой сети автомобиля, а второй либо с индикатором, либо с ЭБУ. В любом случае, в зависимости от температуры меняется постоянное напряжение на этом датчике. И так как его один вывод соединен с минусом бортовой сети, а сам он полупроводниковый, то напряжение на нем обратно пропорционально температуре.

На холодном двигателе напряжение максимально, а в процессе прогрева оно уменьшается.На рисунке справа показана схема контрольного устройства, следящего за температурой двигателя, фактически за напряжение на датчике температуры. Кстати, насчет датчика, во многих автомобилях есть два датчика температуры охлаждающей жидкости. – один из них работает только на стрелочный индикатор, а другой только на ЭБУ. Если в схеме автомобиля два датчика, то измерять напряжение желательно именно на индикаторном.

Напряжение с датчика температуры поступает через резистор R1 на прямой вход операционного усилителя А1. Резистор R1 вместе с конденсатором С1 образует цепь, подавляющую возможные помехи от систем автомобиля. На инвертирующий вход операционного усилителя поступает постоянное напряжение от потенциометра R2. С его помощью схему настраивают на индикацию необходимой температуры. Автор использовал многооборотный переменный резистор типа СПЗ-36 от блоков настройки на каналы старых отечественных телевизоров.

Достоинство именно многооборотного переменного резистора в том, что благодаря своей конструкции он позволяет точно установить сопротивление и оно будет очень стабильно удерживаться в условиях тряски, вибрации. Недостаток один – крутить долго. Питание на схему поступает с выхода замка зажигания. После включения зажигания холодного двигателя напряжение на его датчике температуры будет наибольшим. Оно через R1 поступает на прямой вход операционного усилителя А1.

При этом оно оказывается больше напряжения на его инверсном входе. В результате на выходе А1 напряжение увеличивается. Оно поступает на затвор полевого транзистора VT1 который открывается и подает ток на мигающий светодиод HL1. Это индикаторный мигающий светодиод красного цвета. Ток через него ограничивается резистором R4. Светодиод мигает, и это заметно как внутри автомобиля, так и человеку, стоящему снаружи рядом с водительской дверью.

В процессе прогрева двигателя напряжение на датчике температуры снижается и достигает величины напряжения на инверсном входе А1. При этом напряжение на выходе А1 падает. Транзистор VT1 закрывается и светодиод HL1 гаснет. Теперь можно ехать. При налаживании нужно подстроить резистор R2 так, чтобы при достижении той температуры, которую вы считаете достаточной.

Контролировать температуру двигателя можно при помощи диагностического прибора, включенного в диагностический разъем автомобиля. В простейшем случае это адаптер ELM324 и смартфон с установленной программой, поставляемой с этим адаптером. Ну, или контролировать температуру прикладывая к двигателю в районе термодатчика какой-то термометр.

Операционный усилитель К157УД2 – сдвоенный. Здесь используется только один из пары. При желании на втором по такой же схеме, только с реле вместо светодиода, можно сделать ручной регулятор температуры включения вентилятора охлаждения радиатора.

Оцените статью
radiochipi.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности.