Устройство включения освещения в салоне авто

Выключатели света, виды освещения

Описываемое устройство избавит автовладельца от необходимости все время нащупывать выключатель плафона в машине, чтобы включить либо выключить свет.

Оно обеспечивает не только включение освещения лишь в темное время суток при входе в автомобиль, но также осуществляет замедленное выключение света после закрытия двери (дверей) на время, необходимое владельцу, чтобы осмотреться и вставить ключ зажигания в замочную скважину.

Кроме того, производится немедленное выключение света при пуске и работе двигателя, а также включение освещения при остановке двигателя на время, необходимое чтобы забрать вещи, осмотреться и выйти из автомобиля. После выхода и закрытия двери, свет горит еще некоторое время. Для большей экономии электроэнергии аккумулятора и медленного механического износа стартера устанавливают фары автомобиля.
lampa_osveshhenija_salona

Схема устройства представлена на рис.1. Основой устройства является интегральный таймер КР1006ВИ1. При закрытых дверях контакты SF1 разомкнуты (их число — по числу дверей). На вход микросхемы (вывод 2) через резистор R5 подается положительное напряжение. На выходе микросхемы (выводе 3) — уровень “О”.

На втором выходе (выводе 7) также “О”, и конденсатор СЗ разряжен. Такой же уровень действует и на пороговом входе (выводе 6) микросхемы. Транзистор VT1 закрыт, и лампа освещения салона EL1 не горит. Конденсатор С2 устраняет случайное срабатывание устройства от внешних помех.

На резисторах R2, R3 и фоторезисторе R4 выполнен датчик освещения, разрешающий работу устройства только в темное время. Чувствительность датчика регулируется построечным резистором R2. Если фоторезистор R4 не освещен, то на вход сброса (вывод 4) DA1 через резисторы R2, R3 поступает высокий уровень, разрешая работу устройства.

Теперь при открывании двери на вход микросхемы DA1 (вывод 2) через замкнутые контакты дверного выключателя SF1 поступает низкий уровень, компаратор схемы срабатывает, в результате чего на выходе (выводе 3) DA1 появляется уровень “Г, открывается транзистор VT1, и лампа EL1 горит.

На пороговом входе (выводе 6) DA1 также присутствует низкий уровень, и состояние микросхемы остается неизменным. При закрывании двери (дверей) контакты SF1 размыкаются, на вход DA1 через R5 поступает высокий уровень. Конденсатор СЗ медленно заряжается через резистор R7. Пока он заряжается на пороговом входе микросхемы (выводе 6) действует низкий уровень, и лампа EL1 продолжает гореть.

Когда СЗ зарядится до уровня переключения DA1 компаратор микросхемы срабатывает, на выходе DA1, появляется уровень “О”, и лампа EL1 гаснет. Таким образом достигается замедленное выключение освещения салона. Это время определяется соотношением. Изменяя номиналы R7 и СЗ, можно отрегулировать время выключения освещения по своему усмотрению.

А теперь рассмотрим случай, когда водитель закрыл дверь (лампа EL1 еще горит) и запускает двигатель. Напряжение с замка зажигания через диод VD1 и резистор R6 быстро заряжает конденсатор СЗ (0,5 с), микросхема переключается (низкий уровень на выходе), и лампа EL1 гаснет. Это условие необходимо, чтобы после запуска двигателя и трогания с места свет не мешал водителю.

Если при работающем двигателе открыть дверь, контакты SF1 замкнутся и низкий уровень на входе DA1 вызывает появление высокого на выходе, транзистор VT1 открывается, включая освещение. Такое условие необходимо при высадке (посадке) пассажиров, а также при выходе водителя при работающем двигателе. Как только контакты SF1 размыкаются (дверь закрыта, но двигатель работает), освещение гаснет.

При остановке двигателя (выключении зажигания) конденсатор С1 перезаряжается через резисторы R1 и R5. При этом на входе DA1 возникает импульс отрицательной полярности, и на выходе DA1 появляется высокий уровень, включая освещение на время перезаряда СЗ (13,5 с). Это время необходимо для того, чтобы осмотреть салон, забрать вещи и выйти из автомобиля. Резистором R9 регулируется яркость свечения EL1.

pechatnaja_plata

Все элементы устройства (кроме R4, VT1 и R9) монтируются на печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита размерами 35×35 мм. Чертеж платы приведен на рис.2. На ней не предусмотрены крепежные отверстия (их лучше сделать по месту). В холодное время года в салоне автомобиля возникает конденсат, поэтому плату покрывают компаундом.

На некоторых автомобилях плафоны лампы освещения позволяют поместить устройство рядом с лампой, но при этом необходимо предусмотреть теплоизоляцию платы для защиты от нагрева пампой.

Устройство включено в разрыв прохода питания лампы выводами 1 и 4. а на вывод 3 подано напряжение питания. Контакт 5 соединен с выводом замка зажигания, напряжение на котором присутствует при повороте ключа зажигания в положение “зажигание включено”. Провод к контакту 5 необходимо экранировать во избежание наводок при работе двигателя.

Транзистор VT1 устанавливается на тепло- отвод площадью 40…45 см². Фоторезистор R4  типа ФСК1 или СФ2-5 (СФ2-6). Его необходимо установить так, чтобы на него не падали прямые солнечные лучи и свет от лампы освещения.

Конденсаторы С1 и СЗ — танталовые или ниобиевые, с малым током утечки, из серий К53, К52; С2 — КМ-6, К10-17, а С4 — оксидный, малогабаритный. Резисторы R1, R3, R5…R8, R10 — С2-23, С2-33, С1- 4, МЛТ. Резистор R2 — любой малогабаритный. Диоды VD1, VD2 — КД521, КД522. Порог срабатывания устройства от уровня освещенности подстраивается в автомобиле (в вечернее время).

lampa_plafona_osveshhenija_salona

На рис.3 приведена схема устройства для включения освещения в багажном отсеке автомобиля в ночное время. Достоинством устройства является то, что оно включается в разрыв питания лампы освещения и не требует отдельного питания. Этот выключатель освещения нечувствителен к изменению освещенности. Если лампа зажглась, то изменение освещения не влияет на ее работу.

Основным коммутирующим элементом является тиристор VS1, управляемый транзисторами VT1, VT2. Приоткрывании багажного отсека контакты SF1 замыкаются, конденсатор С1 быстро заряжается через лампу EL1 и диод VD1. Если фоторезистор R5 не освещен (темно), его сопротивление велико и недостаточно для шунтирования базы транзистора VT2, который, открываясь, в свою очередь открывает транзистор VT1.

Положительный уровень напряжения поступает на управляющий электрод тиристора VS1, который срабатывает и включает лампу EL1. Теперь изменение уровня освещенности R5 не влияет на работу устройства. Конденсатор С1 служит накопителем (источником питания) для управления тиристором VS1.

Чертеж платы устройства приведен на рис.4

pechatnaja_plata_osveshhenija_salona

Тиристор VS1 и транзисторы VT1, VT2 могут быть любыми из указанных серий. Конденсатор С1 любой оксидный. Фоторезистор R5 — ФСК-1. Его необходимо установить в освещенном месте, но защитить от попадания прямых солнечных лучей.

Читайте также статьи:

 

Оцените статью
radiochipi.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector