Эксплуатируя автомобиль «Дэу Нексия», я столкнулся с одним неприятным недостатком. В машине есть звуковой сигнализатор, который предупреждает о не выключенных фарах.
Но нет сигнализатора, предупреждающего о том, что фары нужно включить. Ведь согласно ПДД на территории РФ нужно ездить днем с включенными фарами. В Л.1 была статья, с описанием такого сигнализатора, как раз применительно к автомобилю «Дэу Нексия». Но мое желание повторить эту конструкцию омрачилось отсутствием микросхемы CD4023 или К561ЛА9. Так вышло, что в моем распоряжении были только микросхемы К561ЛН2 (шесть инверторов).
Пришлось переделать схему из Л.1 под такую элементную базу. В результате получилась схема, показанная на рис.1. Точно так же, как и в Л.1, сигнализатор подключается к проводам, идущим к цифровым часам на приборной панели автомобиля, – это, пожалуй, наиболее легкодоступное место, чтобы добраться до всех необходимых цепей автомобиля. Схема состоит из двух мультивбраторов, звукового на D1.5-D1.6 и инфразвукового на D1.2-D1.3, таймера на элементе D1.1 и датчика габаритных огней на элементе D1.4.
При включении зажигания на схему поступает питание. И конденсатор С1 начинает заряжаться через резистор R3. Пока он не заряжен на выходе элемента D1.1 логический ноль. Диод VD2 открыт, и блокирует звуковой мультивибратор. Через некоторое время, около 15-20 секунд, конденсатор С1 заряжается, и на выходе элементе D1.1 устанавливается логическая единица. Диод VD2 закрывается, и больше не мешает работе мультивибратора на D1.5-D1.6.
Этот мультивибратор генерирует импульсы около 2кГц, которые прерываются мультивибратором на D1.2-D1.3. В результате BF1 звучит прерывистым звуком. Но это только если не включены фары. Если фары включить, поступит напряжение через резистор R1 на вход элемента D1.4. На его выходе установится ноль, и откроется диод VD3, который заблокирует звуковой мультивибратор. Поэтому звучания не будет.
Таким образом, после включения зажигания дается некоторое время, чтобы водитель сам включил фары. Если водитель в течение этого времени фары не включает, раздается предупредительный звуковой сигнал. Задержку времени можно отрегулировать подбором сопротивления резистора R3. Частоту прерывания звука подбором сопротивления R4. Тон звука подбором сопротивления R5. Пьезоэлектрический звукоизлучатель типа ЗП-1 можно заменить любым пьезоэлектрическим звукоизлучателем без встроенного генератора.