Автомобили «Дэу Нексия» очень популярны в России, но, помоему, они не в полной мере соответствуют эксплуатации в России. Дело в том. что согласно ПДД на территории РФ нужно ездить днем с включенным ближним светом фар. Во многих автомобилях, сделанных для РФ есть сигнализатор, который при езде с выключенными фарами подает звуковой сигнал, напоминающий водителю, что фары нужно включить. А при выключении двигателя, и открывании двери с включенными габаритными огнями подает другой звуковой сигнал, напоминающий, что фары нужно выключить.
Сигнализатор фар для Дэу Нексия
Так вот, в «Дэу Нексии» есть второе, но нет первого. То есть, если выключить двигатель и открыть дверь при включенных фарах (габаритных огнях) звучит сигнал, а вот при движении с выключенными фарами никакого предупредительного звука не раздается. Изучив электросхему автомобиля «Дэу Нексия», и обдумав ситуацию с точки зрения поменьше ковырять машину, было решено установить дополнительный сигнализатор в месте установки цифровых часов. Там под самими часами достаточно места для небольшой дополнительной платы, а на сами часы выходят все необходимые цепи, плюс и минус аккумулятора, цепь включения зажигания (она включает подсветку индикаторов) и цепь габаритных огней (она понижает яркость подсветки индикаторов).
Схема подключения часов в автомобиле «Дэу Нексия» показана на сайте radiochipi.ru. На контакт 3 постоянно поступает напряжение от автомобильного аккумулятора чтобы часы шли. На контакт 1 подается напряжение с выхода замка зажигания, при включении зажигания. На контакт 2 подается напряжение от схемы габаритных огней, то есть тогда, когда включены фары. Контакт 4 общий минус. Схема сигнализатора должна работать так, чтобы через, примерно, десять секунд после включения зажигания раздавался прерывистый звуковой сигнал, если фары не включены. Блокироваться звук при включении фар. то есть, при поступлении напряжения от цепи габаритных огней.
На рисунке 2 показана схема сигнализатора в целом. Схема выполнена на микросхеме 4023. в которой есть три логических элемента «ЗИНЕ». Эта микросхема аналогична отечественной микросхеме К561ЛА9. Логические элементы D1.1 и D1.2 образуют управляемый мультивибратор, генерирующий импульсы частотой около 23 Гц. Эти импульсы через усилитель мощности на транзисторе VT1 подаются на звукоизлучатель со встроенным генератором BF1, обеспечивая его прерывающееся звучание.
Управляется мультивибратор логическими уровнями на его двух входах. выводе 2 и выводе 8 D1.1. Чтобы была генерация на них обоих должны быть единицы, чтобы генерации не было, и на выходе D1.2 был ноль, на оба эти входа или на один из них нужно подать ноль. Посмотрим, как схема работает в целом. При включении зажигания поступает питание на эту схему. При этом конденсатор С1 разряжен и начинает медленно заряжаться через резистор R3. Но пока на нем напряжение низко (ниже порога логической единицы) мультивибратор заблокирован, и на выходе D1.2 присутствует логический ноль.
Транзистор VT1 закрыт и ток на звукоизлучатель BF1 не подается. На зарядку С1 через R3 до логической единицы уходит времени около 10 секунд (можно сделать больше или меньше, соответственно выбрав С1 и R3 других величин). Как только истекает это время (конденсатор С1 заряжается до логической единицы) мультивибратор запускается и на звукоизлучатель поступает прерывистый ток. Раздается прерывистый звук. Если водитель включает фары на входы элемента D1.3 через предохранительный резистор R1 поступает напряжение уровня логической единицы.
На выходе D1.3 возникает логический ноль, который поступая на вывод 8 D1.1 блокирует мультивибратор, и звучание прекращается. Если водитель включит фары до начала звучания, мультивибратор заблокируется раньше и звучания не будет. Монтаж выполнен на маленькой печатной плате из фольгированного стеклотекстолита (рис.З).Микросхему 4023 можно заменить любым аналогом, включая и отечественные К561ЛА9 и К176ЛА9.
Транзистор КТ315 можно заменить любым транзистором малой мощности структуры n-p-n, например, КТ3102, ВС547, КТ503 и другими аналогами. Звукоизлучатель НСМ1212Х можно заменить любым сигнальным звукоизлучателем со встроенным генератором. Конденсатор С1 должен быть на напряжение не ниже 16V. При правильном монтаже и исправных деталях, а так же, правильном подключении в автомобиле, сигнализатор никакого налаживания не требует.