Ночи бывают очень темные. Такие темные, вытянутой руки не видно. В таких условиях припаркованные во дворах автомобили становятся совершенно незаметными для пешеходов, и не только для них.
Сделать так, чтобы припаркованный на ночь автомобиль был заметен, можно если в его четыре фары установить по одному сверх яркому индикаторному светодиоду. Темной ночью, этот светодиод будет заметен даже с противоположного конца двора. А если эти светодиоды будут еще и мигать, они четко обозначат габариты автомобиля.
На рисунке показана схема управления светодиодами. Ток она потребляет не большой, не более тока потребления автосигнализации в дежурном режиме, поэтому, существенного влияния на разрядку аккумулятора эта схема вряд ли окажет.
Схема подключается по питанию к плюсу и минусу аккумулятора, и еще к выходу замка зажигания. Задача схемы состоит в управлении цепочкой из четырех последовательно включенных светодиодов следующим образом.
- Зажигание включено. Светодиоды выключены.
- Зажигание выключено только что. Действует пауза в несколько десятков секунд, после которой включаются и мигают светодиоды.
- Зажигание включается. Светодиоды сразу без задержки гаснут.
Когда зажигание включено на вход инвертора D1.1 поступает напряжение логической единицы через резистор R1. На его выходе устанавливается ноль. Диод VD2 и резистор R2 разряжают конденсатор С1, и напряжение на входе инвертора D1.2 опускается до логического нуля. Следовательно, на его выходе – единица. При этом диод VD1 открывается и блокирует мультивибратор на инверторах D1.3 и D1.4. На выходах инверторов D1.5 и D1.6 – ноль. Полевой ключ VT1 закрыт, и ток на цепь светодиодов HL1- HL4 не поступает.
При выключении зажигания напряжение на выходе замка зажигания («3.3.») падает до нуля. Соответственно падает и напряжение на входе инвертора D1.1. На его выходе устанавливается логическая единица, и конденсатор С1 медленно заряжается через резистор R3. В какой-то момент напряжение на нем достигает уровня логической единицы.
Она поступает на вход инвертора D1.2. На его выходе – ноль. Диод VD3 закрывается и больше не мешает работать мультивибратору на инверторах D1.3 и D1.4. На выходах инверторов D1.5 и D1.6 формируются импульсы частотой около 1 Гц, которые поступают на затвор полевого ключа VT1. Он периодически открывается, включая и выключая светодиоды.
Монтаж выполнен на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита. Микросхему К561ЛН2 можно заменить на CD40106, при этом схема должна будет работать даже лучше, потому что у CD40106 инверторы с эффектами триггеров Шмитта.
Светодиоды – любые сверх яркие индикаторные красные. Важно чтобы в сумме напряжение падения на них было не более 10-11V. В противном случае, схема может не заработать. Время задержки устанавливается подбором сопротивления резистора R3. Частота мигания – подбором сопротивления резистора R4.