Усилитель звука Marantz PM710

Усилители на транзисторах

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два аудиофила. Неформальная группа. Оба с высшим техническим образованием. Один — молодой, работающий и зарабатывающий. Другой — старый и опытный, но пенсионер. А какие заработки у пенсионера? Сами знаете.

Слушали они разную радиоаппаратуру. И новую, и старую, более дешевую, что-то переделывали, что-то строили сами. Учились и копили опыт. Большое впечатление на них произвел старый усилитель Marantz РМ8, но его пришлось отдать владельцу.

Это присказка, а сказка впереди. В одном доме стоял без дела усилитель “Marantz РМ710”. Узнал об этом молодой и говорит старому: “Сравнил я схемы УМЗЧ “РМ8” и “РМ710″ и вижу что они очень похожи. Может быть, и звучать будут одинаково? Куплюка я его долларов за пятьдесят”.

И купил. Послушал и жалуется: Торе мне! Не звучит! Ну совсем слушать невозможно. Деньги хоть и небольшие, а жалко”. А старый ему отвечает: “Не горюй! Не зря же мы с высшим техническим. Что-нибудь придумаем”. И стали они думать. И вот что придумали.

Нужно сравнить обе схемы и найти отличия. А затем привести схему “РМ710” к схеме “РМ8 [1]” как можно ближе. Сравним и мы с вами, уважаемый читатель. Усилитель “РМ71СГ — более “продвинутая” модель. Но выходная мощность меньше, габариты и вес — соответственно. Во входной части применены специальные микросхемные усилители.

Охлаждение выходных транзисторов осуществляется не обычным тяжелым и массивным алюминиевым радиатором, а с помощью “тепловой трубы”. Имеется индикатор уровня выходной мощности. Напряжение питания — ±53 В (в “РМ8” — ±67 В), один трансформатор, один выпрямитель на оба канала (у “РМ8” — две отдельные обмотки со своими выпрямителями на каждый канал).

Схема УМЗЧ “РМ710” показана на рисунке. Бросается в глаза отсутствие истоковых повторителей на входе дифкаскада Q701 (Q702 во втором канале). Отсутствует источник тока в цепи эмиттеров, вместо него — резистор R711 (33 кОм). Отсутствует схема ограничения тока выходного каскада (защита вынесена в отдельный блок).

Схема усилителя Marantz PM710

usilitel_zvuka_marantz_pm710usilitel_moshhnosti_zvuka_marantz_pm710

Упрощена схема смещения выходного каскада. Вместо двух транзисторов используется один — Q715. Применены отдельные резисторы между базами и эмиттерами выходных транзисторов R755 и R757 (по 100 Ом каждый) вместо одного резистора (R751 — 56 Ом, зашунтированного конденсатором С718 —0,01 мкФ у “РМ-8”).

Выходные транзисторы — одиночные Q725 и Q727, а не сдвоенные, как у “РМ8”. Незначительно уменьшены сопротивления резисторов в коллекторах и эмиттерах (1,8 кОм вместо 2,2 кОм и 270 Ом вместо 330 Ом). В остальном схема “РМ710” почти повторяет схему “РМ8”. При проверке работы “РМ710” обнаружилось, что резистор R741 не изменяет ток Iо выходных транзисторов, который оказался равным нулю.

Резисторы в эмиттерах каскада усиления напряжения (R727, R729, в другом канале — R728, R730) изменили свои номиналы до 0,7. ..1,5 кОм. Ток через каскад сильно упал. Напряжение между базами Q717 и Q719 не достигало нужной величины. Замена резисторов на отечественные МЛТ-0,25 сопротивлением 270 Ом вернула усилитель к его “нормальному” состоянию. Звук стал лучше: хрип исчез, но были слышны какие-то хлопки на низких частотах.

Решили аудиофилы начать с выходного каскада и привести его к виду “РМ8”, но не увеличивая число выходных транзисторов и не вставляя ограничители тока, т.к. это звук не улучшит. Ток покоя предвыходных транзисторов Q721 и Q723 увеличили путем установки между эмиттерами резистора сопротивлением 75 Ом (0,5 Вт), R753 уменьшили до 560 Ом. Чтобы эти транзисторы не перегревались, их установили на небольшие радиаторы.

Диодную сборку Q743 закоротили, а транзистор Q715 с платы перенесли на радиаторы, поближе к транзисторам Q725 и Q727. Ток покоя выходных транзисторов стал более стабильным даже при том, что сопротивления резисторов R763, R765 в эмиттерах уменьшили до 0,1 Ом. Величину тока покоя установили около 100 мА. Звук стал значительно лучше, но “прозрачного” звучания, как у референсного лампового усилителя [1], с которым сравнивался “РМ8”, еще не было.

Тогда решили приблизить частоты полюсов (f1,f2) АЧХ к параметрам “РМ8”: f1=40 кГц, f2=400 кГц, f3=4 МГц. Для этого емкость конденсатора С709 уменьшили до 51 пФ (типа КСО, Upaб=250 В), емкости С705 и С707 — до 200 пФ (типа КД). Конденсатор С703 из схемы исключили, С701 заменили на пленочный.

Добавлять повторители на полевых транзисторах во входной дифкаскад не стали, т.к. фирма не приводит в документации ни марку этих сдвоенных транзисторов, ни их параметры. Источник тока вместо R711 требует установки дополнительной платы, что не совсем удобно, а источник питания при требующейся для прослушивания мощности на выходе не более 5 Вт изменять не имеет смысла.

Сигнал на УМЗЧ подавался непосредственно с проигрывателя компакт-дисков (ПКД) через потенциометрический регулятор уровня сопротивлением 2,2 кОм, минуя предварительный усилитель. ПКД и АС при прослушивании были те же, что “работали” с “РМ8”.

При доработке РМ710 обнаружилось, что некоторые элементы на плате не соответствуют номиналам на схеме, но их оставили без изменений: R743 — 330 Ом вместо 10, R745 — 1,4 кОм вместо 10, R759 — 10 Ом вместо 3,3, R761 — 10 Ом вместо 3,3 Ом. В процессе экспериментов вышел из строя транзистор Q723, его заменили на КТ851А.

Звучание УМЗЧ стало очень хорошим, его можно слушать неделями, и звук не надоедает. Однако когда включается референсный усилитель, заметна небольшая разница. Его звук более диффузный, объемный, “живой”. Но какой звук выбирать — это уже дело вкуса аудиофила!

Оцените статью
radiochipi.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности.