В поиске высококачественного звучания

Разное

Вместе с тем, поступающий в систему звуковоспроизведения сложный сигнал реален вне зависимости от того, каким набором спектральных компонент его можно однозначно представить в этот момент математическими средствами.

Система преобразует сложный сигнал во временном домене, отвечая на каждое входное значение конкретным значением коэффициента преобразования, который в линейной системе принципиально не может зависеть от параметров преобразуемого сигнала и от его предыстории.

Другими словами, линейность системы неминуемо означает полную свободу коэффициента преобразования от мгновенных значений преобразуемых сигналов. Поэтому искажения, вызванные изменениями коэффициента преобразования в зависимости от частотных составляющих*, деформируют весь сигнал, проявляя интермодуляционную нелинейность преобразования.

*Эти эффекты присущи в большей степе-ни электроакустическим преобразователям, отличающимся неминимально-фазовыми характеристиками.

Измерение ачх динамикаПример тому — электродинамические головки. На рис. 8 показаны осциллограммы акустического сигнала от динамической головки: верхняя — двухчастотный (300 и 4000 Гц) сигнал; нижняя — выделенный с помощью ФВЧ модулированный сигнал 4000 Гц, как результат интермодуляции.

И хотя данная иллюстрация относится к установившимся и детерминированным сигналам, самые значительные и слышимые неприятности происходят на стадии атаки, когда сигналы обогащаются спектральными продуктами сопоставимых амплитуд, которых не было в подаваемых сигналах. Проблематика продуктов неадекватности была впервые в мире поднята автором и доложена на заседании Российской секции AES в Акустическом институте имени Н. Н. Андреева в 1993 г.

С другой стороны, согласно идейной основе концепции, линейная система принципиально не может искажать сигнал, так как её линейность исчерпывает проблемы искажений. Поэтому другие факторы параметрического влияния на форму сигнала как бы не имеют права на существование или уже не могут трактоваться как искажения, тем более, классифицируемые как линейные. Линейность — синоним неискажённости преобразования, поэтому линейные параметрические проявления не имеют топонимического и логического права называться искажениями.

Эта логическая ловушка возникает из-за несовершенства существующего научного подхода физики установившихся состояний, когда мы пытаемся применять его к проблемам воспроизведения распознавательных признаков сложных звуковых сигналов, концентрирующихся в переходных стадиях. По инерции мышления и в рамках системных стереотипов представлений существующая теория пытается описывать переходные стадии в терминах детерминированных сигналов.

Но, согласно определению [9J, колебания в установившихся режимах служат только связками информационно насыщенных частей сигналов для их переходных стадий и заполняют промежутки между ними на время поддержки.

Подходя к этой ситуации со стороны практических критериев эквивалентности, можно сформулировать эту закономерность так: для качественного воспроизведения информационного содержания сигналов, связанного с их индивидуальными распознавательными признаками, сигналограммы переходных процессов атак существенно важнее их гармонических спектральных итогов — поддержек, представляемыми сегодня исчерпывающим средоточием всех индивидуальных распознавательных признаков информационных сигналов.

Повторение переходного процесса гарантирует выход на то же установившееся состояние. Но повтор установившейся стадии сигнала, в силу бесчисленности множества возможных способов его достижения, принципиально не способен не только гарантировать однозначности формы атаки, но и вообще сказать нам хоть что-либо определённое о ней.

Неминимально-фазовые характеристики, и не только

Кроме наукообразности категории линейных искажений, в связи с понятием линейности, нельзя не отметить, что для оправдания явно недостаточной эффективности спектрального подхода в электроакустике некоторые авторы, стремясь дополнить систему параметров качества в электроакустике недостающим звеном, привлекли в неё свойства неминимально-фазовых характеристик элементов тракта.

Но в отличие от радиотехники, где эти свойства предполагают дополнение спектральных характеристик импульсными, они позволяют рассчитать реакцию электрического четырехполюсника на сигналы произвольной формы В электроакустике эти неминимально-фазовые характеристики лишь констатируют отсутствие непосредственной связи между спектральными и импульсными характеристиками системы, вычисляемой на базе представлений теории частотных фильтров.

Особая важность этого понятия в данном приложении обусловлена тем, что основные устройства высококачественной записи и воспроизведения в электроакустике – магнитофоны и громкоговорители – официально признаются неминимально-фазовыми [3]. Но здесь это понятие стало феноменологическим по форме: когда выявлена и количественно сформулирована в общем виде некая математическая закономерность, внутренняя физическая причина которой может быть и неизвестной, как в за-коне всемирной гравитации у Ньютона.

Однако, по сути дела, это понятие в электроакустике стало антифеномено-логическим: на опыте наблюдается не поддающееся осмыслению отсутствие известной в подобных случаях закономерной математической связи между параметрами сигналов. По сути, негласно признав неминимально-фазовые характеристики причиной фиаско гармонического спектрального подхода, электроакустика должна была дополнить существующий подход измерением, обследованием, выявлением математических взаимосвязей параметров сигналов с параметрами преобразующей системы, нормированием переходных характеристик и аппаратом инженерного синтеза устройств с нужными пара-метрами, как это успешно используется в радиотехнике.

Но, во-первых, этот путь так и не был использован до какого-либо коночного результата А во-вторых, его использование, даже для широкополосных излучателей с одной головкой, но говоря уже о многополосных излучателях, использующих сложение полосовых сигналов во всем пространстве перед излучателями, представляет собой столь сложную модель, что ее сколь-нибудь содержательный и конструктивный анализ и его интерпретация пока не представляются возможными.

Математическое же моделирование позволяет найти приемлемые компромиссы, но не вскрывает при этом аналитические количественные зависимости, позволяющие “с открытыми глазами” влиять на моделируемую ситуацию в нужных направлениях и с нужной эффективностью.
Кстати, достоверность и эффективность использования этого подхода можно было бы оценить на звеньях с вырожденными спектральными свойствами — коммутаторах и соединителях.

Но всего этого, составляющего новое содержание научного подхода к данной проблематике, не произошло. Более того, признание преобразователей неминимально-фазовыми устройствами и объяснение этого свойства их неустранимой нелинейностью, отчётливо и безальтернативно опорочили все вводные допущения, предпринятые для применения спектрального анализа

О частотно-фазовой компенсации искажений

Первая и весьма давняя идея компенсации искажений касается так называемых линейных искажений спектра в тракте и заключается в предыскажениях, обратных линейным искажениям тракта. Она известна всем под названием эквализации так же хорошо, как и явная, хотя и непонятная недостаточность ее эффективности Развитие этой идеи состоит во включении в теоретическое рассмотрение и практическую эквализацию фазово-временных соотношений через комплексную передаточную функцию преобразователя.

При этом в логике подхода усматривается неявное противоречие. С одной стороны, громкоговоритель в общем случае признается неминимально-фазовым устройством, что однозначно свидетельствует о его несоответствии требованиям линейности и инвариантности относительно времени, неприложимым для систем, к которым применимо преобразование Фурье.

Кстати, минимально-фазовые системы — это системы с однозначной связью совокупности АЧХ и ФЧХ с переходной характеристикой, рассчитываемой из эквивалентных схем, получаемых посредством электромеханических аналогий. Применяя такое преобразование Фурье к несоответствующему ему объекту, предлагается представить его в виде последовательности минимально-фазного звена с реальной АЧХ и неминимально-фазового звена с вырожденной АЧХ, т. е. неизменной по модулю АЧХ и дополнительной к условно принятой минимально-фазовой части для получения реальных ФЧХ.

Таким же образом эквализация должна компенсировать как отклонении АЧХ, так и отклонения суммарной ФЧХ от вырожденных значений: константы для АЧХ и нуля (или прямой, проходящей через тюль в первом квадранте в координатах фаза — частота) для ФЧХ. Оставим пока вне рассмотрения вопросы невырожденности ФЧХ для плоских АЧХ в заданной полосе частот. При этом информацию об объекте в виде комплексной передаточной функции (в смысле представления в виде комплексных цифровых значений) получают импульсным методом.

Принципиально возможно, хотя и более трудоёмко, ее получение и в установившихся режимах, что создает впечатление о существенной, если даже не исчерпывающей, информативности получаемых данных и в части переходных характеристик объекта. Однако насколько можно судить по материалам соответствующих публикаций, вопросы корректности применения преобразования Фурье к системам, не удовлетворяющим необходимым для этого применения требованиям, нигде не только не обсуждались, но и не обозначались.

Эта проблематика может быть обозначена и по-другому. Не минимально-фазовую систему, не соответствующую требованиям, при которых корректно применение аналитического аппарата Спектрального анализа (линейность и инвариантность относительно времени), предлагается превратить в систему с необходимыми и достаточными свойствами. Среди них — линейность и инвариантность, отсутствие искажений формы преобразуемых сигналов, их энергии и спектров.

С этой целью измеряют и используют данные, характерные и определяемые существующими понятиями только для установившихся режимов колебаний (ФЧХ), применяя теоретико-аналитический аппарат, пригодный только для минимально-фазовых систем.

Более того, получаемые результаты бездоказательно считают априорно справедливыми и для переходных режимов, хотя анализа достаточности компенсации отклонений АЧХ и ФЧХ для неискажающего преобразования в системах со скрытой (компенсированной) неминимальной фазовостью нет, так как подобная постановка вопроса до сих пор никогда не осуществлялась.

Можно показать, что сама попытка получения решения с вырожденной (обнуленной) ФЧХ неминуемо нарушит фундаментальный принцип причинности, так как неминимально-фазовая система в общем случае обуславливает различную временную задержку разных спектральных компонент.

Компенсационная система, представляющая эти задержки в терминах фазово-частотного представления, для корректности результата должна сначала определить спектр, затратив на это время, сопоставимое с длительностью периодов спектральных компонент (а лучше — с длительностью затухания резонансных явлений).

И лишь затем такая система перестраивает эти задержки в вырожденную ФЧХ с опозданием как минимум на период колебаний, соответствующий нижней границе полосы воспроизводимых частот (8). Этот алгоритм осуществим только при задержке выходного сигнала по отношению к входному на время т. для которого соответствующая ФЧХ уже не может лежать на оси абсцисс, а располагается под углом к ней, пересекая ее в нуле координат.

Такой фазово-частотной характеристике соответствует бездисперсионная, изохронная в полосе воспроизводимых частот (τ = const) линия задержки. Компенсирующая система должна действовать зеркально системе, анализирующей спектр. Спектральная дисперсия её задержки должна соответствовать небольшому (а лучше отрицательному) времени, соизмеримому с периодом нижних частот спектра, воспроизводимых системой, и большому (лучше нулевому по отношению к задержке НЧ-компонент) времени на верхних частотах.

При этом фазовая характеристика системы должна быть непрерывной и гладкой, что соответствует абсолютной фазовой характеристике неискажающего преобразования, в свою очередь соответствующей постоянству задержки сигнала в идеальном преобразователе для любых сигналов. Понятно, что отрицательное время задержки, необходимое для искомого вырождения конечной ФЧХ, принципиально невозможно из-за нарушения принципа причинности.

А включение наибольших временных затрат на спектральный анализ в запаздывание компенсированных сигналов может существенно усложнить задачу синхронного звукоусиления или сделать ее невыполнимой для пространственно-временного согласования. При переходе от установившихся процессов к переходным мгновенные спектры сигналов становятся сплошными и широкополосными. Здесь необходимо учесть ряд обстоятельств.

Во-первых, априори невозможно утверждать, что спектры слышимых частот, известные только для установившихся процессов, останутся неизменными и для переходных процессов (том более что у автора, и не только у него, есть опытные факты, свидетельствующие, что это, по крайней мере, не совсем так). А во-вторых, заметность на слух ограничения полосы частот и временной дисперсии таких линий задержки представляет собой совершенно открытые на сегодняшний день вопросы.

Можно ли формально свести многоголосный цифровой фильтр к временному упорядочивателю разупорядоченных преобразователем спектральных компонент, но только для установившихся, на и для переходных режимов — вопрос, на который сегодня определенного ответа, пожалуй, тоже нет. А если учесть продукты неадекватности и разрыв отклика на начальной полуволне тестовой посылки, то помочь в этом деле может только полный учёт всех физических явлений и уже упоминавшийся принцип причинности.

При измерении комплексной передаточной функции преобразователя по его реакции на широкополосный импульсный сигнал в достаточно широком временном окне получаемая информация все равно содержит данные о свойствах этой системы только в установившихся режимах гармонических колебаний.

Ведь для каждой частотной точки передаточная функция представляет собой комплексное число, модуль которого определяет коэффициент передачи на этой частоте, а соотношение мнимой и действительной частей — относительную фазу выходного сигнала по отношению к входному сигналу, причем не в абсолютном временном выражении, а лишь с точностью до целого числа периодов.

Дополнительной информации, которая могла бы прояснить те особенности преобразователя, обуславливающие его неминимально-фазовую характеристику, отклик на перепад напряжения, учет предыстории событий и реализации энергии, полученной на переходных стадиях атак, данное представление просто не может содержать в силу принципиального отсутствия соответствующего информационного ресурса.

Минимально-фазовые системы характеризуются однозначностью связи переходных характеристик с АЧХ, и им хватает информации, содержащейся в комплексной передаточной функции, а вот неоднозначность этой связи для неминимально-фазовых систем просто обязывает дополнять эту информацию свойствами конкретных физических механизмов, обуславливающих конкретную (из бесчисленного множества всевозможных) неминимальную фазовость каждого преобразователя.

Кстати, концептуальная уместность, вплоть до обязательности такой дополнительной информации, является косвенным признаком верности направления действий такого нестандартного подхода для выхода из существующего кризиса теории электроакустики.

Пусть предыдущие логические подходы к одной и той же проблеме не воспринимаются тавтологией, так как они должны продемонстрировать основной системный принцип научного подхода к познанию явлений — принципиальную инвариантность результата (любого умозаключения) относительно пути его познания.

Если же разные логические цепи упорно приводят к результату, обратному общепринятому или защищаемому непререкаемым авторитетом общепризнанных мэтров, то это утверждение необходимо нас защищать от неизбежных нападок, а пересматривать. опять-таки пользуясь инвариантностью результата разных путей, хотя бы в качестве косвенного средства оценки достоверности.

Постановка контрольных экспериментов и их результаты

Согласно утверждению Альберта Эйнштейна, “доказать теорию невозможно любым количеством экспериментов, но опровергнуть ее может всего один” В качество этого одного эксперимента могла бы выступить попытка создания громкоговорителя с незаметными на слух искажениями, достойного категории High End. Учитывая актуальность тематики и наблюдаемые факты несоответствия теории и практики её применения, экспериментальная проверка обоснованных сомнений потребовала целого комплекса из постановок задач и проведения экспериментов.

Для уверенного утверждения о неполноте концепции необходимо выявить границы достоверности ее утверждений или показать, что таких границ нет, но в таком случае основа концепции не содержит чего-то самого важного. Минимально достаточные границы эффективности действующей концепции, как порог удовлетворительной информационной содержательности и связанной, с ней комфортности звучания, сформулированы в стандартах на аппаратуру категории Hi-Fi, а повышенные (без чётких оснований пороговых критериев заметности) — в стандартах на студийную аппаратуру [1,2,5—7,11].

Располагая возможностями наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслей и опытом лучших отечественных исследователей из МЭИС (ныне МТУСИ), АКИН, НИКФИ, ВНИИРПА, отдел Главного конструктора МЭП по направлению “Акустика” инициировал с 1983 г. работу по созданию безупречного (я рамках представлений существующей концепции качества звуковоспроизведения) громкоговорителя. Совместно с НИКФИ и МЭИС была проведена разработка акустической системы “Электроника 100АС-063″ с металлическими диффузорами, обеспечивающими наивысшую стабильность и линейность параметров.

Впервые в стране у серийной системы бытового предназначения была реализована частота среза АЧХ (по уровню –З дБ) но выше 30 Гц. Все параметры этих акустических систем превосходили требования действующих стандартов. Экспертиза качества звучания проводилась в НИКФИ с использованием образцов “Орбита 100АС-001” разработки ВНИИРПА (так и не освоенной серийно) и перспективной зарубежной модели KEF-105. Низкочастотные особенности помещения прослушивания были компенсированы третьоктавными эквалайзерами.

Представленные системы выиграли у образцов, но отчетливо слышимая специфика их звучания все же осталась. В 1990г удалось довести технические параметры серийно выпускаемых пятитысячным тиражом в год акустических систем с металлическими диффузорами “Электроника 75АС-065” до требований к студийным мониторам. Неравномерность АЧХ, усреднённой в третьоктавных голосах, в типических условиях (ТУ) была снижена с ±4 дБ в полосе частот 100…8000 Гц до ±1.5 дБ в голосе 80…25000 Гц.

Коэффициент гармонических искажений измерялся при стандартном среднем звуковом давлении на 6 дБ выше стандартного уровня 90 дБ в расширенной частотной полосе 63…8000 Гц вместо 250…6300 Гц. При этом значение коэффициента гармоник вместо 3 % ограничивалось 1 %, а реально не превышало 0,6 % в самой нижней части, на частоте 63 Гц. Значения граничных частот были взяты из стандартов на профессиональную аппаратуру и из исследований признанных мировых авторитетов [8].

Эти данные понадобились отечественным стандартизаторам для того, чтобы дезавуировать ранее принятые на себя повышенные обязательства по постепенному и всемерному улучшению качества отечественных акустических систем высшей группы сложности, которые должны были вместо нижней частоты 31,5 Гц начать воспроизводить с 25 Гц. Когда это стало грозить полным отсутствием аппаратуры этой группы сложности, стандартизаторы нашли ловкий выход из созданного ими же положения, вообще не требующий совершенствования техники.

Весь фокус заключался в том, что стандартизаторы не изменили, а фактически отменили международный унифицированный критерий определения нижней частоты полосы эффективно воспроизводимых частот, принятый равным -8 дБ от уровня среднего звукового давления системы. Они просто удалили из ГОСТа эту международную норму, оставив величину реального спада на усмотрение изготовителей для указания в документе внутреннего применения только на предприятии — в технических условиях на конкретную модель.

Тем самым, изготовители получили абсолютно законную возможность вводить потребителей в заблуждение. Указанная нижняя частота полосы воспроизводимых частот определялась при произвольном (!) уровне спада АЧХ, указанном только во внутренней документации изготовителя, что полностью лишало ее какого бы то ни было смысла.

Возвращаясь к экспериментальной части, следует обратить внимание, что на частотах ниже 250 Гц (до 63 Гц) современные стандарты не нормируют коэффициент гармонических искажений, а в предыдущих редакциях 70-х годов фигурировала норма не более 8 %. Качество звучания и высокие значения параметров систем “Электроника 75АС-065” подтвердили государственные испытания в независимом Всесоюзном государственном испытательном центре (ВГИЦ) при ВНИИРПА, включавшие в себя и стандартизованную субъективную экспертизу.

Электроника 75ас 065 характеристикиЗаключение ВГИЦ оказалось заведомо достаточным для решения. Торгово-промышленной палаты “настоятельно рекомендовать систему “Электроника 75АС-065″ к серийному выпуску” (фото на рис. 9). Но справедливо ожидаемой живости, естественности и отсутствия специфики звучания достичь так и не удалось.

Основные претензии к качеству, сформулированные участниками этих исследований и совместных разработок со стороны НИКФИ О. А. Салтыковым и Б. Г. Белкиным, относились к среднечастотной головке, хотя именно ее технические параметры качества были наиболее совершенными.

Так, неравномерность АЧХ в полосе рабочих частот (500…5000 Гц), независимо измеренная в акустических камерах ГДРЗ и НИКФИ в третьоктавных полосах розового шума, оказалась ниже уровня разрешения аппаратуры, который составлял 0,2 дБ. А относительный суммарный коэффициент нелинейных искажений был значительно ниже 0,3 %.

Стремясь довести причины искажений до полного исключения, используя три технических решения, удалось снизить гармонические искажения более чем на 15 дБ ниже абсолютного порога слышимости (2×10ˉ⁵ Па), что на 70 дБ ниже стандартного порога заметности искажений при спектральном уровне номинального среднего звукового давления в 96 дБ.

Для этого пришлось в 1991 г. специально переконструировать лучшую по параметрам отечественную среднечастотную головку 20/100ГДС-001 собственной разработки 1981 г., применив три новых изобретения и бериллиевый диффузор-колпак диаметром 64 мм, специально изготовленный в НПО “Энергия” по уникальной технологии токарного прецизионного резания из болванки.

Такая сложно выполнимая технология была вынужденной мерой, так как вытяжка, чеканка или штамповка полусферы из бериллиевой фольги, как и сама прокатка бериллиевой фольги, практически невозможны из-за чрезвычайно сильного самоупрочнения (нагартовки) материала при деформации. Фурье-анализатор в реальном масштабе времени модели 2131 фирмы Br el & Кjег в звукомерной заглушенной камере первого класса.

Акустического института имени Андреева, сертифицированной Госстандартом, не смог обнаружить систематическую составляющую на частотах второй, третьей и последующих гармоник относительно уровня суммарных шумов измерительного тракта, отстоявшего от уровня первой гармоники на -105 дБ.

Эти головки были установлены в студийный монитор АКА-200, разработанный для студий Центрального телевидения совместно с фирмой “Валанкон” — отечественным лидером производства мощных ламповых высококачественных усилителей. С этой задачей к нам обратилось руководство звукового цеха телецентра сразу после развала Советского Союза, когда еще не было налажено поступление на телевидение рекламных валютных поступлений.

Затем эти мониторы были представлены на экспертизу в Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ) для натурного изучения возможностей их использования на студиях режиссерского контроля в Останкинском телецентре имени 50-летия Октября.

Однако звучание этих систем со столь идеальными характеристиками в
просмотровом зале на расстоянии 18 м от режиссерского пульта оказалось совершенно неудовлетворительным даже для самих разработчиков, по всем статьям проиграв морально и физически устаревшим и откровенно дребезжащим огромным мониторам BEAG.

Тщательный и детальный контроль объективных параметров представленных систем не выявил никаких отклонений от ранее измеренных в АКИН высоких значений параметров, не говоря уже о возможных аномалиях, возникших при перевозке и во время экспертиз, которыми можно было бы объяснить неудовлетворительное качество их звучания.

В причинах слышимых искажений, чья природа оказалась совершенно неожиданной с позиций стандартизованной концепции, удалось разобраться гораздо позже. Ими оказались, во-первых, доплеровские искажения, никак не зависящие от линейности системы. А во-вторых, этому способствовал недостаток ранних отражений, обусловленный разворотом диаграммы направленности излучения громкоговорителя непосредственно на зону прослушивания.

На следующем, инициативном этапе теоретико-экспериментальных исследований была оценена степень сходства сигналов, поступающих на громкоговоритель и воспроизведенных им. Для этого в качестве теста был взят типовой 20-секундный фрагмент оцифрованной вокально-инструментальной фонограммы Элтона Джона с диска “Фантастический Капитан”, предназначенной для использования в субъективной экспертизе качества звучания как тестовый.

Исходная фонограмма о электронном виде сравнивалась с конечным акустическим сигналом, прошедшим тракт высококачественного студийного воспроизведения. Для исключения отраженных звуков сигнал регистрировался в звукозаглушенной камере АКИН. Для исключения деформаций сигналов, вызванных микрофонным трактом, регистрация производилась измерительным конденсаторным микрофоном мгновенных значений звукового давления с паспортизованной фазовой характеристикой, вырожденной в диапазоне слышимых частот.

Коэффициент взаимной корреляции сигналов получали методом перемножения сигналов при вариациях времени задержки первичного сигнала. Максимум коэффициента корреляции, ожидавшийся на уровне не ниже 0,8, оказался не выше 0,25 (для частей фонограммы с протяжными звуками) при типовом значении 0,2 и минимуме 0,12 для быстрых композиций, насыщенных атаками звуков.

Измерив комплексную передаточную функцию тракта в камере на оси излучения, ведущие специалисты АКИН создали цифровой фильтр, компенсирующий все спектральные особенности. включая фазовые сдвиги. При этом использовалась дискретизация спектра на 2800 и на 4500 точек отсчета по частоте. Это позволило повысить коэффициент корреляции до значений не ниже 0,85. Однако экспертиза качества звучания тракта и здесь, вопреки достигнутому коэффициенту корреляции, дала совершенно неудовлетворительную оценку.

Звук стал сухим, техногенным, стерильным, неопределенно окрашенным и более всего похожим на звук старинного граммофона. Все попытки последовательной комплексной идеализации АЧХ и ФЧХ громкоговорителя совместно с трактом усиления не только не дали ожидаемого результата, но и в ряде наиболее тщательно выверенных случаев определенно ухудшили качество звучания. Тем не менее на поставленный вопрос эксперименты дали вполне четкий ответ:

спектрально-связанные параметры, какими бы идеальными они бы ни были, не способны гарантировать качество звучания. И именно поэтому никому не удается четко сопоставить спектральные параметры с качеством звучания. Этот вывод прекрасно объясняет высказывание известнейшего специалиста в мирте усилительной техники Питера Квортрупа: “Спектральные параметры сами по себе не гарантируют качества звучания усилителей, но все хорошо звучащие усилители имеют, по крайней мере, неплохие объективные технические параметры”.

Таким образом, параметры АЧХ. даже вместе с ФЧХ, могут претендовать только на роль необходимых предпосылок субъективного качества звучания, не претендуя на достаточность для его гарантирования. В итоге, все средства спектрального анализа дают только косвенные представления как предпосылки качества, не имея ресурсов для его ожидаемых гарантий.

Более того, эти средства создают устойчивый стереотип восприятия о невозможности подозревать о существовании альтернатив иной физической и психофизиологической природы, не говоря уже о приоритетности роли пока не сформулированных параметров, как и их системы.

Но для прояснения картины и выдвижения новых идей необходимо ревизовать первооснову концепции восприятия реальных сигналов и распознавания их индивидуальных информационных признаков, связанную не столько с точными науками, сколько с психофизиологией восприятия.

Начала статьи —> В поисках качественного звучания акустических систем

Оцените статью
radiochipi.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности.