Как известно, автомобили «Дэу-Нексия» изобилуют конструктивными недоработками, так называемыми «болезнями». Одна из таких «болезней», – это очень слабый замок зажигания. Мало того, что он сам по себе весьма хлипкий, так и ток на систему зажигания и втягивающее реле стартера с него поступают напрямую, без промежуточных реле.
Кнопка пуска двигателя на реле
Дважды заменив замок зажигания, автор этой статьи решил вообще от него отказаться. Да, в принципе, какой сейчас толк в замке зажигания? Есть сигнализация с блокировкой двигателя и центральным замком дверей. Вот её брелком и можно пользоваться как ключом доступа к машине. Так что, замок зажигания был демонтирован.
Сначала был сделан первый вариант – двухкнопочный. В магазине были приобретены две кнопки, на них написано «QIKAI 250VAC1A». Надписи одинаковые, но одна кнопка с фиксацией, другая без фиксации (как это выражается в их маркировке, так и не понял). И еще два реле 90.3747. Одна кнопка (с фиксацией) S1 служит для включения зажигания, вторая (без фиксации) S2 для включения стартера. Схема показана на рис.1. Номера на схеме «30», «15», «15А», «50», «Кb» – это соответственно номера контактов замка зажигания, то есть, провода, которые к ним шли, когда замок зажигания еще был. Прежде чем снимать замок эти провода были предварительно подписаны (навешаны кусочки изоленты с надписями несмываемым маркером).
Зажигание от кнопки на микросхемах
Чтобы включить зажигание нажимаем кнопку – выключатель S1. Так как она с фиксацией, она остается в нажатом состоянии. При этом через кнопку S1 поступает ток на обмотку реле К1, и контакты К1 замыкают провода 30. 15 и 15А. Зажигание включено. Теперь нажимом кнопки S2 (без фиксации) подаем ток на обмотку реле К2 и его контакты замыкают провода 30 и 50, включая стартер. После того как двигатель заведется кнопку S2 отпустить.
Чтобы выключить двигатель, еще раз нажимаем кнопку – выключатель S1. Она отжимается, и её контакты размыкаются. Реле К1 выключает зажигание. Все работало отлично, но через некоторое время захотелось объединить на одну кнопку, чтобы ею было и включение / выключение зажигания, и стартер.
Здесь уже пришлось использовать одну микросхему К561ТМ2, в которой есть два RS-D-триггера (рисунок.2). Управление одной кнопкой S1. Это переключающая кнопка без фиксации. Чтобы включить двигатель нужно нажать её и удерживать некоторое время, пока не начнет крутить стартер. После пуска двигателя кнопку отпустить.
Для выключения двигателя нужно нажать кнопку непродолжительно. Время, в течение которого нужно удерживать кнопку до момента начала работы стартера можно задать индивидуально при налаживании подбором сопротивления одного резистора R7. Монтаж электронного блока (рис.З) выполнен на одной печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. Кнопка S1 расположена за пределами платы и соединена с ней тремя проводами. Плата помещена в водозащищенный корпус.